4 сент. 2012 г.

Как вы реагируете на критику?

Это стандартный вопрос любого собеседования, на который, как правило, дается стандартный ответ, что-то вроде «если критика конструктивная, то принимаю ее к сведению и учитываю в дальнейшем свои ошибки». Однако, когда дело доходит до реальной ситуации, когда твою работу на самом деле критикуют, сложно сдерживаться и вежливо улыбаться. Особенно если ты уверен в своей правоте.

Тем не менее, хочу вернуться к конструктивной критике. Той, цель которой – улучшение и совершенствование. Я думаю, большинство из нас все-таки хотели бы знать о своих реальных ошибках, чтобы иметь возможность не повторять их в будущем. Если вас критикуют по делу – почему бы и нет.

Для переводчика критика – один из главных инструментов улучшения качества работы, поэтому нам важно уметь правильно ее воспринимать. Постоянная негативная реакция и игнорирование критики ведет к тому, что в итоге больше мостов сжигается, чем строится. И естественно, тот, кто хоть раз в жизни что-либо переводил, в той или иной степени сталкивался с критикой. Правильная критика - это возможность объективно оценить свои ошибки и упущения, так как по отношению сами к себе мы всегда остаемся субъективными.

А теперь другая сторона вопроса: что делать с неконструктивной критикой. "Перевод, конечно, аховый", "все неправильно" и прочие полуразмытые фразы как минимум наводят на мысль, что и сама критика по степени "аховости" ушла не так далеко от перевода. Если цель критики все же состоит в том, чтобы получить правильный качественный перевод, а не задеть или обидеть человека, его осуществлявшего (а именно такое мнение сразу и возникает), то уважаемому критику желательно быть более конкретным и говорить по существу. 

Но вернемся к тому, как правильно воспринимать критику и реагировать на нее. В The Art of Manliness (Искусство быть мужчиной) есть на эту тему интересные советы, которые определенно будут полезными представителям обоих полов и всех профессий. Сводятся они к следующим принципам:

Учитывай источник критики. Если тебе кажется, что критикующий не настроен искренне помочь тебе, воспринимай ситуацию с долей скептицизма, но в то же время не игнорируй высказываемую точку зрения.

Молчи и слушай. Проглоти желание спорить и сразу же кидаться объяснять свои ошибки, а просто послушай критика.

Не принимай критику как нападки лично против тебя.

Сохраняй спокойствие. Позволь критику закончить свои разглагольствования и тирады, пока ты сидишь и хладнокровно его выслушиваешь. А затем с убийственной добротой и вежливостью сообщи, что понимаешь его точку зрения и благодаришь за потраченное время.

Задавай уточняющие вопросы. Они особенно важны, если критик не выдает четкую аргументированную точку зрения.

Признай авторство, если ошибка принадлежит тебе. Не стоит валить вину на других, и даже на обстоятельства. Ответственность за твои ошибки лежит только на тебе.

Измени свое отношение к критике. Никто не собирается унижать тебя или ставить в неловкое положение. Реакция на твою работу, тем более негативная - это хорошая возможность укрепить свои таланты и повысить профессионализм.

Действуй и исправляй ошибки. При этом твой критик должен знать, что ты на самом деле прислушался к его советам и принял его точку зрения.

И помни: критикуют всех, даже великих людей. Уинстон Черчилль высказался по этому поводу следующим образом: "Критика может быть неприятной, но она необходима. Она выполняет ту же функцию что и боль в человеческом теле. Она указывает на нездоровое состояние дел".

А мораль позвольте мне все-таки адресовать критикам:

Иная брань конечно неприличность,
Нельзя писать: Такой-то де старик,
Козел в очках, плюгавый клеветник,
И зол, и подл: всё это будет личность.
Но можете печатать, например,
Что господин парнасский старовер,
(В своих статьях), бессмыслицы оратор,
Отменно вял, отменно скучноват,
Тяжеловат и даже глуповат;
Тут не лицо, а только литератор.
(А.С. Пушкин)

Комментариев нет:

Отправить комментарий